Александр Ишин: «Без роста компетенций развитие стройотрасли невозможно»

Отсутствие квалифицированных кадров на стройплощадке способно не только нарушить строительный процесс, но и привести к несчастным случаям, авариям и даже катастрофам плохо построенных объектов. К сожалению, профессиональный уровень очень многих строителей оставляет желать лучшего.

Помогут ли решить эту проблему профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации? Об этом мы беседуем с председателем Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, вице-президентом НОСТРОЙ, координатором НОСТРОЙ по Москве Александром Ишиным:

- Александр Васильевич, Совет по профессиональным квалификациям в строительстве был создан пять лет назад, и сегодня самое время подводить итоги…

- Да, действительно, мы работаем уже пять лет. Хочу сразу же подчеркнуть, что создание Советов по профессиональным квалификациям, в том числе в строительстве, – это закономерное развитие поставленных в указах Президента России задач по созданию национальной системы квалификаций в Российской Федерации. Указы были подписаны в 2012 году, и именно эту дату можно считать началом работы по разработке профстандартов. Нужно сказать, что Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) занималось вопросами профстандартов еще до того, как был создан СПК в строительстве. Мы все знаем ситуацию с кадрами на российских стройках. Даже московское правительство, выделяя огромные деньги на стройку, больше всего озабочено тем, где найти квалифицированные кадры, способные строить быстро и качественно. Именно поэтому НОСТРОЙ чуть ли не с момента своего создания ставил кадровую проблему в число своих приоритетов.

У нас, кстати говоря, шли серьезные дебаты о том, нужно ли НОСТРОю подключаться к разработке профстандартов, но потом мы все поняли, что нужно не только подключиться, но выступить базовой организацией на этом направлении. Первые профстандарты начали разрабатываться еще в 2012-2013 годах, и НОСТРОЙ, еще даже не будучи базовой организацией для СПК в строительстве, начал выделять средства на разработку этих документов. В 2014 году мы смогли представить первые готовые профессиональные стандарты.

Закономерным развитием указов Президента было создание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который возглавил Александр Шохин, и создание в 2014 году первых СПК в различных отраслях экономики. Наш Совет имеет номер 5, мы одними из первых создали СПК в строительстве, и в этом приняли участие все заинтересованные профессиональные объединения – НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС, профсоюзы, работодатели, учебные заведения и регионы. Таким образом, наш СПК полностью соответствует всем требованиям, которые предъявляет к таким структурам Национальное агентство по развитию квалификаций.

- Почему же в качестве базовой площадки для СПК был выбран именно НОСТРОЙ?

- НОСТРОЙ был инициатором создания СПК, а инициатива в данном случае приветствуется и поддерживается. И логично, чтобы тот, кто инициировал этот не совсем понятный тогда процесс, и взял на себя организационные функции. НОСТРОЙ в тот момент финансировал систему разработки профстандартов, а также подтвердил, что будет осуществлять техническое сопровождение деятельности СПК. Пять лет работы показали, что это было правильное решение.

Первые годы перед всеми СПК стояла одна задача – выполнить план по разработке профстандартов. Из 1000 стандартов мы должны были разработать около 100. Огромный объем! К сожалению, на самом первом этапе каждый СПК работал по своим собственным планам, поэтому некоторые стандарты оказались разработанными по два или по три раза. Как пример – профстандарт на квалификацию «электрик» разрабатывали и у строителей, и у «атомщиков», и в СПК ЖКХ. А ведь требования в нем практически идентичные! Сейчас, конечно, эта работа идет по четким скоординированным планам, да и новых стандартов уже не требуется в таком количестве.

- А их действительно было нужно разработать так много?

- Во-первых, сама жизнь определяла количество документов - в строительстве есть основные специальности, и мы исходили из потребности отрасли. Мы разрабатывали профстандарты и для основных рабочих специальностей - бетонщик, каменщик, штукатур и т.д., и для инженерно-технических работников. Именно для них был разработан стандарт «Организатор строительного производства». Хочу подчеркнуть, что эти документы – очень высокого уровня, все они находятся в реестре Минтруда России и во всех открытых источниках правовой информации. То есть это нормативно-правовой акт, который находится в государственном реестре. Практически везде отмечено, что основной разработчик либо НОСТРОЙ, либо коллектив авторов, в котором есть НОСТРОЙ.

По большому счету, мы выполняли госзаказ, но за общественные деньги, и я категорически против, когда кто-то называет эти деньги выброшенными на ветер. Да, первые годы всю работу финансировал НОСТРОЙ, он потратил 47 млн рублей за 4 года, и это не такие уж большие деньги для разработки государственных документов. Сейчас появились субсидии от государства на разработку и актуализацию профстандартов, и НОСТРОЙ сократил финансирование этой работы.

- Итак, за пять лет создано около 100 профстандартов в строительстве – это замечательно. Вопрос в том, как теперь они будут использоваться?

- Вопрос внедрения и применения профстандартов растянут во времени. Сейчас работодатели до сих пор при приеме сотрудников на работу пользуются Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС), но постепенно ЕТКС будет заменяться на профстандарты. И хорошо, что это делается небыстро – потому что это очень сложный процесс, это касается записей в трудовой книжке, зарплаты и трудоустройства строителей. И то, что мы не спешим, – наоборот, очень правильно. Лучше постепенный переход, потому что мы должны четко понимать соответствие профессиональных стандартов ЕТКС, мы должны совмещать их, определить, какие квалификационные уровни соответствуют разрядам, – а этого еще никто не делал. Мы не хотим, чтобы наши рабочие и инженеры при переходе на профстандарты потеряли в зарплате. Это связано с людьми, и поэтому не нужно торопиться.

При этом СПК в строительстве продолжает выполнять государственную задачу по разработке, доработке и актуализации профстандартов. От строительного сообщества появляются новые заявки, потому что на стройки приходит новая техника, технологии и материалы, и строители должны уметь с ними соответствующим образом работать. Новые профстандарты разрабатываются совместно с Минтрудом и НАРКом, в том числе на средства госсубсидий.

И эта программа не может закончиться, потому что актуализировать профстандарты нужно постоянно – стройка развивается, жизнь не стоит на месте. Так, в 2016 году был принят закон о независимой оценке квалификации, а вместе с ним – закон о реформе СРО, и нам пришлось полностью перерабатывать профстандарт организатора строительного производства. То есть на работу с профстандартами влияют не только новые технологии, но и появление новых законов. Мы каждый год актуализируем по 10-15 стандартов. Это постоянная работа, и у нас проводится как минимум 15 заседаний СПК в год.

- Мне кажется, что, если мы проведем опрос строительных компаний, 99% директоров о профстандартах не слышали никогда и не понимают, зачем они нужны.

- Нет, эта цифра гораздо меньше, потому что экспертизу профстандартов мы проводили во многих крупных строительных компаниях. Кроме того, каждый профстандарт по несколько раз обсуждался отраслевой общественностью. Так что часть директоров компаний точно в курсе. А развитие Национальной системы квалификаций заставляет руководителей строительных компаний с этим разбираться. Конечно, как координатор НОСТРОЙ по Москве я могу сказать, что столичные строительные компании больше вовлечены в этот процесс, московский стройкомплекс всегда был передовиком во всех новациях. Но и регионы постепенно начинают разбираться в этом вопросе.

Кроме того, практически все показатели, по которым мы оцениваем наших строителей в конкурсе «Строймастер», разработаны с учетом профстандартов. А это, с учетом регионального этапа конкурса, - сотни строительных компаний. А сами профстандарты разработаны с учетом СТО НОСТРОЙ на производство работ. То есть вся эта система взаимосвязана, это единый механизм, работающий под эгидой НОСТРОя. Появляются новые технологии – меняются или создаются СТО НОСТРОЙ, а мы это учитываем при корректировке стандартов. Особенно это касается дорожников и многих рабочих специальностей на стройплощадке.

И, по моему мнению, 4-5 лет на внедрение профессиональных стандартов, на переход с одной системы на другую – это не срок. Во многих странах Европы на это ушло 15-20 лет. Так что скоро наши профстандарты будут активно применяться.

- В последнее время активно обсуждается вопрос развития независимой оценки квалификации. А как связаны эта система и СПК?

- Очень тесно, потому что следующим закономерным этапом развития системы профессиональных стандартов явился закон о независимой оценке квалификации. Изначально в полномочиях всех СПК, наряду с другими функциями, прописывалась организация и проведение независимой оценки квалификации. Соответственно, когда вышел закон и все регламентирующие документы, можно было начинать конкретную работу на этом направлении.

Хочу подчеркнуть, что профстандарты – это документы, а независимая оценка квалификации (НОК) – это процедура подтверждения квалификации требованиям профстандарта. С 2016 года оценка квалификации была добровольной для всех, затем стала обязательной для работников лифтовой отрасли, а с 1 июля 2019 года стала единственной формой подтверждения квалификации специалиста.

Однако пока мы наблюдаем здесь некоторую двойственность: независимая оценка, вроде бы, обязательна, потому что ничего другого нет, а с другой стороны, в законе написано, что она добровольная. Именно поэтому в строительной отрасли работа по внедрению НОК идет достаточно медленно, мы не видим массовости. При этом стройка задыхается без квалифицированных кадров. Именно поэтому в Национальном объединении строителей была высказана идея сделать НОК в строительстве обязательной.

- Каковы здесь роль и место СПК в строительстве?

- СПК организует всю процедуру независимой оценки квалификации. СПК утверждает оценочные средства, проводит отбор организаций для выполнения ими функций ЦОК, наделяет их полномочиями по проведению НОК, определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводить НОК, осуществляет мониторинг и контроль деятельности ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации. То есть мы организовываем саму систему.

При этом создание ЦОКов происходит в инициативном порядке - у нас есть заявки от торгово-промышленных палат регионов, от СРО, мы их рассматриваем и выдаем свое решение. При этом мы отправляем к заявителю комиссию и смотрим, может ли эта организация проводить соответствующие экзамены. Если все в порядке, и она соответствует требованиям, СПК ее аккредитовывает, и она начинает работать. Хочу особо подчеркнуть, что ЦОКом не может быть образовательная организация – это требование закона, потому что не должно быть прямой заинтересованности между учебным заведением и ЦОКом. Однако мы с успехом используем площадки различных колледжей для проведения практической части экзамена по независимой оценке квалификации – это законом не запрещено.

- По каким стандартам работают аккредитованные ЦОКи?

- У нас сейчас действуют порядка семидесяти утвержденных профстандартов, в основном для рабочих специальностей, и ЦОК может по ним работать. При этом тот же самый ЦОК может работать и по независимой оценке квалификации инженеров и организаторов строительного производства – это даже лучше, когда разные специалисты могут пройти экзамен на одной площадке. У нас есть примеры ЦОКов, прежде всего, в Москве, которые работают с несколькими СПК – в области строительства, в лифтовой отрасли и в ЖКХ, и они наиболее устойчивые и продвинутые в этой работе.

Кроме того, система мультиЦОКов поддерживается Минтрудом России, и за бюджетные деньги Минтруд будет развивать именно такие ЦОКи. С 2020 года вводится бюджетное финансирование ЦОКов на основе грантов, за которые ЦОКи смогут приобрести технику и оборудование, необходимое для проведения экзаменов. То есть государство заинтересовано в развитии многопрофильных ЦОКов, работающих с несколькими СПК. И для строительных компаний это очень удобно, потому что в один ЦОК они могут направить специалистов разного профиля.

- Сколько сейчас аккредитовано ЦОКов в строительстве?

- Аккредитовано порядка 55, но работают в лучшем случае треть, потому что добровольная система квалификации идет очень слабо. Есть ЦОКи, которые за все время существования не провели ни одного экзамена и, видимо, мы будем рассматривать вопрос об их закрытии. Так что пока независимая оценка квалификации отраслью не очень сильно востребована. Изначально, когда принимался закон, мы говорили о том, что НОК должна работнику перед работодателем давать определенные преимущества. На сегодняшний день пока это очень слабо работает. Работники не поняли, зачем им это нужно при разговоре с работодателем, а работодатель пока не обращает на это внимание.

Но сейчас мы видим, что некоторое движение началось, особенно в Москве - работодатели, зная о НОК, хотят, чтобы их сотрудники прошли экзамен. Этот процесс очень медленный, но здесь дело не в СПК, а в том, что в сознании и работника, и работодателя должны произойти определенные изменения. Мы максимально стараемся популяризировать независимую оценку квалификации, НОСТРОЙ провел ряд мероприятий в Москве и регионах, где мы рассказываем, что такое НОК. Очень надеемся, что темпы по ее внедрению будут нарастать.

При этом, если взять лифтовую отрасль, где обязательная независимая оценка квалификации введена два года назад, мы увидим, что они работают в этой системе по сути один год. То есть год ушел на продвижение этой модели и раскачку компаний, потому что не так просто перевести компании с одной модели на другую. А в строительстве, пока НОК добровольная, процесс будет идти еще медленнее – сейчас экзамен сдали около 600 человек, в основном в Москве. Хорошо, что сейчас многие крупные компании, такие, как Росатом и РЖД, сами двигаются в нашу сторону и создают у себя Центры независимой оценки квалификации.

И еще один момент: мы собрали статистику и видим, что пока экзамен соискатели сдают очень слабо – из рабочих, приходящих на экзамен, его сдают не более трети! А ведь это приходят строители, прежде всего, с московских строек! Кто же тогда работает в регионах? Это очень тревожно. А мы должны сделать так, чтобы все, например, бетонщики по всей стране имели одинаково хорошую квалификацию и работали по одним и тем же стандартам.

- Вопрос ведь еще и в том, что, если строитель не прошел независимую оценку квалификации, он должен куда-то пойти учиться и пополнить свои знания и навыки…

- Да, и это следующий этап повышения квалификации. Кроме того, сотрудник может прийти пересдать экзамен в течение месяца, но за это время он должен получить определенные знания и навыки. И неважно, как сотрудник будет получать знания – сам будет читать книжки или пойдет в учебный центр и прослушает курс семинаров. Задача состоит в том, чтобы специалист мог сдать профессиональный экзамен и подтвердить свою квалификацию – так устроена эта система во всем мире. И после этого во многих странах специалист получает очень высоко ценимую всеми работодателями приставку «проф.». В США, например, без приставки «проф.» человек не сможет создать строительную компанию, кроме того, нужно иметь двух инженеров с такой же приставкой. Так что мы тут ничего нового не придумали – мы просто внедряем мировую практику.

- Как только было сказано, что НОК должна стать обязательной, тут же заговорили о том, что будет новая торговля «корочками». Это возможно?

- Не думаю. Сдача экзамена устроена очень сложно – идет постоянная видеофиксация всего процесса, в классе находится несколько экспертов. Затем СПК с помощью привлеченных специалистов отсматривает это видео, размещенное в общей системе НАРК, и утверждает результат экзамена. При этом СПК отвечает за свои решения. А затем фамилия прошедшего экзамен специалиста вносится в Национальный реестр специалистов, который ведет НАРК. То есть это сложнейший механизм, на его отработку нужно время, но я не вижу здесь опасности торговли «корочками». Но пока это не станет обязательным и не будет давать работнику определенные преимущества, в полной мере эта система не заработает.

Так что сейчас и для СПК, и для НОСТРОя главная задача – сделать независимую оценку квалификации обязательной вначале для организаторов строительства, которые внесены или будут вноситься в Национальный реестр специалистов. А потом можно постепенно переводить на нее и всю отрасль.

Источник: АНСБ

Вступить в СРО